Дуэт RESONANCE - союз гитары и мандолины

ср, 23/05/2018 - 14:33

Признаться, мне эти девушки очень симпатичны. Милы, стройны, приветливы. А еще и очень музыкальны. Наташа – звезда мандолины. Яна – гитары. Сегодня они известный не только в России, но и за ее пределами дуэт Resonans. Слушать их, когда они творят на сцене - одно удовольствие. Думаю, будет и небезынтересным узнать о том, как как каждая из них пришла в музыку, и как они в ней нашли друг друга. С этого и начался наш разговор.

Наташа: в нашей семье музыкантов не было. Но музыка меня  всегда привлекала. Начала  входить в нее я с хоровой студии. Потом музыкальная школа по классу домры. Выбору этого инструмента помог брат,- смеется собеседница. Он старше и меня и занимался в музыкальной школе на фортепиано. Но, честно говоря, особым прилежанием он не отличался, но при этом, все же школу умудрился закончить. Родители, умудренные «фортепианным» опытом брата, и тем, что придется заново тащить пианино на седьмой этаж, решили выбрать для меня гитару. Но, к сожалению, в ближайшей к нам музыкалке преподавать гитару на момент моего поступления было некому, тогда выбор пал на домру. Мне повезло: я попала к прекрасному педагогу Вере Владимировне Ласкиной. И с той поры так иду по этому пути..

Яна: я с малых лет была творческим ребенком. Сначала это были бальные танцы. Танцевала с мои родным братом - он старше меня всего лишь на год. Порой мы с ним оттачивали свое танцевальное мастерство и дома. И это было очень удобно. Помимо танцев, мне очень нравилось рисовать, и я ходила также и в художественную школу. Чуть позже увлеклась и гитарой. Это пришло ко мне от папы: он любитель гитарист, прекрасно поет. Поэтому домашние концерты, в которых главным действующим лицом был папа, были у нас не редкость. Хотя поначалу я видела себя за фортепиано. Оно казалось более интересным, представительным инструментом, нежели гитара, которая, к слову, всегда была под рукой и считалась чем-то таким бытовым… На выбор гитары повлияла и мама. Она очень хотела, что бы я пошла учиться именно на этот инструмент. Так вот с девяти лет я с гитарой и не расстаюсь. После школы – колледж, после которого Новосибирская консерватория. В ней я и познакомилась с Наташей, поскольку учились на одном курсе. Вместе мы закончили баклавариат, магистратуру и совсем недавно ассесинтуру- стажировку.

Как пришла идея создать Ваш дуэт?

Наташа: как я уже говорила, я училась играть на домре. Но в последствие я освоила и мандолину. И появилась идея создать наш союз. Надо признать, мандолина в дуэте с гитарой звучит более интересно, чем домра. Сочетание тембров гитары и мандолины, на мой взгляд, завораживающее и идеально сочетающееся друг с другом. Не хвалясь, скажу, что наш с Яной дуэт - редкость в России. В Европе ансамбли из гитары и мандолины очень распространенное явление. Даже в учебных заведениях там гитаристы зачастую играют вместе с мандолиной…

- Наташа, Вы же учились по классу домры и вдруг – мандолина. Как это произошло?

- Можно сказать, что мандолину в руки я взяла чисто случайно. Когда я еще училась в колледже, меня попросили саккомпанировать вместе с пианистом певцу популярную итальянскую песню «Санта Лючия». Для придания настоящего итальянского колорита мы решили использовать именно мандолину. С трудом в какой то тумбочке в консерватории была найден инструмент, весь в пыли, с заржавевшими струнами. Его можно было сразу утилизировать. Но мы героически привели его в рабочее состояние и итальянский колорит прозвучал. После этого я участвовала в конкурсе в Японии и там я познакомилась с людьми, которые профессионально занимаются мандолиной. Там же в Японии я приобрела мвой первый   инструмент, на котором уже было можно заниматься профессионально. После этого я начала искать репертуар для мандолины и постепенно пришла к необходимости создания дуэта гитары и мандолины…

- Выходит, мандолину Вы освоили самостоятельно?

- Наташа: можно сказать и так, ибо, как отдельный инструмент на тот момент, когда я начала его осваивать, мандолину  нигде не преподают. Сейчас, правда, ситуация начинает меняться в лучшую сторону. В ряде музыкальных ВУЗов ее  изучают факультативно. Мне посчастливилось побывать в свое время на летних творческих курсах в Германии, которая на сегодняшний день считается в Европе центром по обучению игры на мандолине. Я занималась у замечательного педагога Марги  Вильден - Хюзген , у которой, кстати, обучалась большая часть  современных профессиональных исполнителей на мандолине в мире. У Марги я приобрела тот инструмент, на котором играю сейчас.

- С историей возникновения вашего дуэта разобрались. Тем, кому будет интересен сегодняшний ваш день, могут познакомиться с ним побывав на вашем выступлении. Потому, давайте поговорим о дне будущем…

-Яна: помимо исполнительской мы активно занимаемся и педагогической деятельностью. Нас часто приглашают для проведения мастер – классов. Вскоре нам предстоит участвовать в двух творческих школах. Одна будет под Новосибирском. Ее основал московский джазовый композитор и исполнитель Александр Виницкий. В рамках этой школы мы выступим с концертом. Так же будем работать две недели в творческой школе для одаренных детей в Томске. Будем готовить детей к небольшому гастрольному туру по Томской области, в ходе которого они будут выступать в качестве солистов с оркестром.

Наташа: если же говорить о творческих планах нашего дуэта, то мы очень бы хотели познакомить жителей нашей области с нашими новыми программами, которые прозвучали недавно в филармонии. Одна из них «Музыка Италии и Испании», которую мы сделали с солисткой Татьяной Костиной. Другая – «Две истории», которая относится к истории латиноамериканских жанров. В ней звучит история танго автора Пьяццолы и история шора Арнальда Фрейра. Это две сиюты латиноамериканской музыки, но в академической трактовке. Есть еще одна интересная программа «Контрасты времени» с барочными инструментами. В первом отделении звучит старинная музыка, которую мы исполняем на барочных инструментах. А во втором своеобразное противопоставление минувшим эпохам уже ультрасовременные произведения современных композиторов: модерн и авангард. Тут уже в наших руках  мандолина и гитара.

Яна: Вскоре ожидается премьера моего проекта «Андалужская Элегия» совместно с актрисой театра Афанасьева Инной Исаевой. Это оригинальное произведение для гитары и художественного слова . Трудимся над проектом уже почти год. Работа проделана очень большая и в декабре планируем представить «Элегию» на суд зрителей… Помимо этого, планируем расширить свой репертуар русской музыкой, где будет звучать и домра. Так же работаем и над балканской программой, в которой   звучит мандолина.

Наташа: На следующем «Мартовском коде» пройдет мировая премьера «Концерт для домры с оркестром» красноярского композитора Владимира Кошелева. Работа сейчас над концертом полном разгаре.

Яна: Наташа скромно умолчала о том, что недавно она выступала в Красноярске совместно с  их филармоническим камерным оркестром. Состоялась российская премьера французского композитора Винсента Димандера. С ним мы познакомились. Когда были на фестивале в Испании. Без преувеличения Димандер – это величина в современном мандолинном мире. Хотелось что бы это потрясающее яркое произведение прозвучало бы и у нас в Новосибирске.

Как вы понимаете, девушки поделились далеко не всеми своими задумками. О чем-то, чтобы не спугнуть удачу, говорить сейчас преждевременно. К примеру, Наташа пишет стихи и музыку. Не исключено, что вскоре мы услышим музыкально - поэтическое произведение полностью рожденное в недрах Resonansa. Уверен – это будет очень интересно.

Галерея изображений: