СВОЙ ПЕРВЫЙ ГОНОРАР Я ПОТРАТИЛ НА…

вт, 20/04/2021 - 18:16

Мой собеседник  Кен Пепловски.  Без преувеличения суперзвезда современного джаза. Достаточно лишь того, что он играл вместе с самим Бенни Гудменом. В Новосибирск  он прилетел как приглашенный гость  на  традиционный «SibJazzFest». Не смотря на  занятость, Кен  согласился  на интервью сразу же после одного из концертов.  В начале беседы я обратил внимание на его фамилию, которая  явно указывала  на польское происхождение.

- Действительно, во мне есть польская кровь, но не только. Ибо  папа – поляк, а  мама имеет словенские корни. Я же вырос уже в Кливленде. Оказались мы там не случайно, ибо именно в Кливленде  было весьма большое польское сообщество. Так что можно сказать, что адаптация нашей семьи  к Америке прошла практически безболезненно. 

- Как к Вам пришло увлечение музыкой?

- Оно не могло не прийти ко мне, потому что музыкой увлекался отец. Правда, на любительском уровне. На трубе играл мой старший брат. В нашем польском сообществе было так же немало музыкантов. Поэтому, когда я проявил  интерес к музыке, возражений не было. Напротив, родители и брат поддержали меня. Однако ж, они не предполагали, что в последствие  это увлечение станет мой профессией.  И уже в 12 лет  я играл в  небольшом оркестре. О том, что музыка  будет всегда со мной, я понял очень рано. Когда мне было всего пять лет,  мы с родителями смотрели фильм, в котором показывали Битлз. Игра ливерпульской четверки  настолько впечатлила меня, что  после сеанса, не сочтите это за преувеличение, я уже знал кем буду. 

- Что предопределило Ваш выбор в пользу кларнета?

- Как я уже сказал, мой отец  был музыкантом – любителем. Он пробовал  играть на различных инструментах. Но не всегда хорошо это у него получалось. В таких случаях он в сердцах оставлял  музыку в стороне. Что позволяло нам с братом  пользоваться его инструментами. В результате чего я  постепенно освоил кларнет и саксофон, а брат трубу.

- Были ли у Вас моменты, когда Вы могли, как и отец, отказаться от музыки?

- К счастью, у меня никогда не возникало подобного желания. Музыка была той путеводной звездой, к которой я всегда стремился. Став уже  достаточно взрослым, я покинул Кливленд и отправился в Нью Йорк. У меня была с собой некоторая сумма денег, которая позволила мне продержаться около восьми месяцев, пока я пытался найти работу. В конце -  концов мне удалось  получить должность ученика продавца в фотоателье. Но когда  нужно было  выходить на работу, я  позвонил в ателье  и сказал, что  работать там не могу. Понял, что  торговля – это не мое. И продолжил  искать себя в музыке, перебиваясь случайными заработками.

- Как Вы пришли к Бенни Гудмену?

- В свое время я играл в Нью - Йорке  в небольшом бенде. И в нем же  играл и секретарь Бенни Гудмена. Как раз в это время Бенни  решил восстановить свой  распущенный  оркестр. И искал недостающих музыкантов. Мой коллега ( он же секретарь – прим. Авт.) порекомендовал меня. Когда я шел на прослушивание, я очень волновался: ведь меня будет оценивать сам Гудмен! Но, к счастью, мои страхи и волнения оказались напрасными. Напротив, маэстро был удовлетворен моим исполнением  и я был принят в его оркестр. Должен сказать, некоторое время я и верил и не верил этому и постоянно испытывал страх, что  однажды меня выгонят. Но время шло. Другие музыканты   покидали  оркестр, а я и еще один счастливчик  остались в  его составе.

- Многие современники Гудмена характеризуют его как  очень требовательного и более того, очень жесткого человека. Так ли это?

- Современные издания порой представляют Гудмена очень жестким и  даже жестоким человеком. Такое было. Но это касалось отношения к музыке. К работе в оркестре. Бенни не особо смотрел на прежние заслуги. Он справедливо считал, что  музыкант должен соответствовать его требованиям  здесь и сейчас. Говоря об этом, многие совершенно упускают тот факт, что он был  очень щедрым человеком. К примеру, он, зная о том, что у меня нет средств, профинансировал запись моего исполнения. Согласитесь, подобный поступок  многое проясняет. Он жил музыкой и не терпел фальши и неуважения к ней.

- Вы работали со многими звездными  музыкантами и исполнителями. Что  этот дало лично Вам?

- Мне действительно  очень повезло: работая в оркестре  Бенни Гудмена  я видел как работают  Элла Фицжеральд,  Пласидо Доминго, Фрэнк Синатра и другие мэтры. Первое и , пожалуй, самое главное, это их самоотдача.  Даже если это двадцатое или тридцатое исполнение того или иного произведения. Это был высочайший урок профессионализма, который я усвоил на всю жизнь и неукоснительно следую ему.

- Мы знаем Вас как  исполнителя  произведений других авторов. А  узнаем ли мы Вас как композитора?

- О, нет, нет и нет!  Как говорится, всевышний не сподобил. Я  вношу некие изменения в уже написанные произведения, аранжирую их. И не более того.

- Что есть Ваша жизнь помимо музыки?

- Когда есть свободное время, я читаю. Очень люблю Чарльза Диккенса. У меня есть маленькая собачка. Ее зовут… Медовый пирожок ( смеется). Мы с  Пирожком часто гуляем по паркам нью-Йорка. Нравится встречаться с друзьями. Немного играю в большой теннис. Американский футбол не люблю. Мне он кажется очень скучным. А вот европейский футбол – другое дело! Хотя и живу в Америке, совершенно равнодушен к хоккею.

- Кен, когда Вы были  молодым и горячим, наверняка  было много соблазнов помимо музыки. Наркотики, алкоголь, девушки…

- Конечно, все это было, - смеется  собеседник. Многие музыканты, и я в том числе, прошли через это. Здесь главное вовремя  остановиться. Мне это удалось. А ведь немало  моих знакомых  не сумели сделать этого и покинули этот мир совершенно молодыми. Это крайне печально.

- Говоря о многом, мы совершенно не узнали, кто Ваша избранница…

- Я был дважды женат. К сожалению, среди музыкантов  разводы  привычное дело. Сейчас у меня есть подруга. Как дальше сложатся  наши отношения, сказать сейчас не готов. Будущее  покажет.

- Вы впервые в России. Поделитесь впечатлениями…

- Когда мои друзья узнали  что я еду в Россию, в Сибирь - они были в шоке.  К сожалению, наша пропаганда про злую и враждебную Россию  сделала свое дело. Но я должен сказать: всякий раз отправляясь в другую страну, я стараюсь доверять своим ощущениям. И, к счастью, эта практика ни разу не подвела меня. Приехав к вам, я увидел вполне нормальных, адекватных людей. Никакой агрессии или неприязни я не ощутил. Музыканты, ( речь идет о Биг Бенде Владимира  Толкачева , - прим. автора) с которыми я работал  на сцене  концертного зала имени Арнольда Каца здесь, в Новосибирске  все очень высокопрофессиональны. Это достойно уважения.  Достойна уважения и публика, приходившая на концерты. Чувствовалось что она любит и понимает джаз.  Так что мне будет что рассказать своим друзьям по приезду…

В завершении  вернусь к заголовку, про первый гонорар  собеседника. Выслушав  вопрос, Кен хитро прищурился и  сказал, что свои  первые заработанные деньги он потратил на… наркотики и девушек легкого поведения!

- ??!!!!!

Насладившим моим изумлением, Кен рассмеялся и  успокоил меня. Мол, какие наркотики, какие девушки, когда тебе всего 12 лет. Скромные подарки родителям, книги и пластинки – вот куда пошли его первые восемьдесят долларов.

 

Галерея изображений: